«Титаник» — легенды и действительность-7
Старая английская пословица гласит: «Капитан – второй после бога на борту!». Его приказания не обсуждаются, его власть – единолична, его решения – закон! Увы, на «Титанике» он был всего лишь третьим. Вторым, а может быть и первым на борту был сэр Жозеф Брюс Исмей, «стоивший» в 1912 году 180 миллионов долларов!
Он был молод, полон сил и планов. Капитан Э. Ч. Смит уходил на заслуженный отдых. В виде особой привилегии он вел «Титаник» в первый рейс. Размеры его пенсии прямо зависели от успешности престижного рейса. Именно в этом разгадка драматической ситуации.
Легенда о «Титанике» представляет капитана Смита «жертвой рока». Но вот что писали 26 апреля 1912 года нью-йоркские газеты: «Несмотря на все заверения сэра Исмея о том, что он был лишь простым пассажиром, — и комиссия, и общество, и печать готовы видеть в нем главного виновника катастрофы».
Действительно, из свидетельских показаний явствует руководящая роль Исмея во время рейса «Титаника», который должен был окончательно прославить «Уайт Стар-Лайн». Тем большим пятном ложится на главу компании его спасение, когда погибло столько людей, вверивших ему свою судьбу…
Грозным обвинителем Исмея выступил один из спасшихся офицеров «Титаника» — Питман. Покидая корабль в одной из шлюпок, он попросил у своего капитана письменное приказание на это… Он говорил, что Исмей прекрасно знал об опасности, но требовал идти кратчайшим путем и не сбавлять скорости. Капитан Смит в данном случае сам по себе решительно ничего не значил и не мог быть последней инстанцией, раз на борту находился его главный начальник. В вечер катастрофы Исмей в своих апартаментах устроил раут, где шампанское лилось рекой, где находился и капитан Смит, который, разумеется, никогда бы и не дерзнул отказаться от приглашения своего шефа.
В этих словах, на мой взгляд, ключ всей трагедии. Эдвард Чарльз Смит прекрасно знал и понимал всю опасность, подстерегавшую «Титаник», знал и грозную силу стихии, но он также прекрасно знал, что гнев судовладельца страшнее любой стихии. Неизвестно, в каких выражениях и как именно излагал свои требования сэр Исмей – в форме желания или приказа. Однако вопреки легенде можно смело утверждать, что он «второй после бога на борту».
Первый министр Англии Асквит в глубоко прочувствованных словах высказал скорбь Англии по поводу гибели «Титаника», заявив: «Мы находимся лицом к лицу с одним из тех событий, ниспосланных провидением, которые парализуют все меры человеческой предосторожности».
Именно этот тезис постоянно фигурирует в «титанических легендах». Только рок подсунул «Титанику» айсберг, только фатальное стечение обстоятельств привело к чудовищной катастрофе. А между тем ничего рокового, кроме разве скованности капитанской воли, кроме пренебрежения к требованиям хорошей морской практики, не было.
И до и после «Титаника» пароходы сталкивались с айсбергами. Через двое суток после гибели «Титаника» почти в этом же районе в среду 17 апреля лайнер «Ниагара» с такой силой ударился о ледяную гору, что капитан дал по телеграфу сигнал бедствия. Но в легендах старательно подчеркивается «злой рок».
… «Мое внимание привлекла зловещая ледяная гора, которая стояла на горизонте, наводя суеверный ужас», — твердила леди Дафф Гордон, спасшаяся, как мы знаем, в полупустой шлюпке. Твердили об этом и другие «знатные пассажиры». Тем, кто отвечал за случившееся, выгоден был «роковой вариант».
Ю. Дудников. Газета «Водный транспорт», прошлый век.