Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Три жизни «Садко»-2

Автор Admin Опубликовано: Август - 20 - 2012

Три жизни «Садко»-2

         В 1929 году снова произвели осмотр «Садко» и предложили поднять судно плашкоутным способом, причем для облегчения всплытия предполагалось заполнить трюм ледокола двумя тысячами пустых бочек.  В качестве плашкоутов были отобраны парусник «Альбатрос» водоизмещением 3000 тонн, имевший железный корпус и две большие баржи. Подводные работы выполнялись спасательным судном «Совнарком». Судоподъемщики промыли под «Садко» два тоннеля для проводки подъемных стропов (канатов), но работы пришлось неожиданно прервать – в губе Ковда затонул пароход «Ястреб», и «Совнаркому» пришлось идти на помощь. Пока подымали «Ястреба», начались осенние штормы. Работы с «Садко» пришлось отложить.

         …Шли месяцы, годы. Имя «Садко» стало обрастать легендами. Наконец, подъемом парохода в кандалакшском заливе занялась экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Решили создать новый понтонный парк; подготовить все, что еобходимо для судоподъема к осени 1932 года. В середине июня «Совнарком» вошел в Кандалакшский залив. Двумя неделями позже пришла и плавбаза «Декрет». За двенадцать дней промыли один тоннель и провели под днищем «Садко» первый трос. Дальше дело пошло быстрее – появился опыт. За месяц сделали еще десять тоннелей. Но понтоны были готовы лишь к весне 1933 года. В июне, после того как белое море очистилось от льда, работы по подъему «Садко» возобновились.

         Восемнадцать суток спасатели затратили на то, чтобы расширить тоннели. Затем под днище «Садко» протянули широкие полосы железа – «полотенца». К ним, с помощью стопудовых скоб, предстояло присоединить канатные стропы понтонов. Работали днем и ночью, чтобы успеть поднять «Садко» до осенних штормов. Верхняя команда готовила понтоны, навешивала на них стропы и затапливала понтоны у борта «Садко». Водолазы соединяли понтоны с «полотенцами» с помощью тяжелых скоб.

         Сложная, напряженная работа, выполнявшаяся впервые на Севере, не всегда проходила гладко. Было несколько случаев, когда носовые и кормовые понтоны с силой выбрасывало из воды на поверхность. Один раз понтоном чуть не пробило дно «Декрету», в другой раз чуть не пострадал водолаз Федотов. Во время этих аварий сильно погнулись «полотенца». Пришлось отсоединить их от понтонных стропов и расправлять на костре. Потом повторять заводку понтонов.

         В разгар работ ушел «Совнарком» спасать большой голландский пароход «Алкайд», потерпевший аварию. Водолазам «Декрета» пришлось работать с двойной нагрузкой больше месяца, пока «Совнарком» не сопроводил голландский пароход в архангельск.

         В конце августа для руководства работами по подъему «Садко» прибыл начальник Главного управления ЭПРОНа Ф. Крылов. На помощь водолазам-северянам приехали четыре  специалиста с Балтики.

         В начале сентября выдалась хорошая погода. Штиль. Ясно. Из Кандалакши прибыли представители партийных и общественных организаций, писатели, корреспонденты, кинооператоры. Ф. Крылов дал команду продувать понтоны. Закачались вешки, начали травиться из воды пузырьки воздуха. Корма «Садко» оторвалась от грунта и начала подниматься. Но, видимо, по неопытности некоторые понтоны продули неравномерно.

         Неожиданно из воды выскочили две пары понтонов. Пришлось снова выправлять полотенца, заводить понтоны под судно.

         Вторая попытка поднять «Садко» 18 сентября оказалась еще более неудачной. Когда корпус судна уже поднялся из воды, сорвались сразу три пары понтонов. «Садко» опять погрузился на дно, причем лег не там, где были промыты тоннели. Пришлось повторить весь цикл изнурительной работы. Большинство водолазов заболело от переутомления и простуды. На спасательных судах кончился уголь. Начались заморозки. Но работы продолжались.

         Ф. Крылов вызвал из Мурманска еще партию водолазов. Наконец,  15 октября 1933 года. «Садко», пролежавший под водой 17 лет, был поднят. Боцман Дубровкин водрузил на мостике ледокола советский флаг. Затем судно отбуксировали на отмель к острову Богомолиха, где заделали пробоины и откачали воду из помещений. 27 октября «Садко» прибыл в Кандалакшу, а в начале ноября его оркестром встречали в Архангельске.

         …В июле 1934 года после ремонта на заводе «Красная кузница» «Садко» под командованием капитана В. Бурке вышел в плавание. На борту судна находились научные работники во главе с С. Иоффе и зимовщики. Пароход прошел во льдах карского моря, высадил полярников на острове Уединения и вернулся в Архангельск. За этот рейс «Садко» прошел4239 миль, из них –1864 мили– во льдах. Испытания показали, что корпус «Садко» не потерял свои качества и успешно противостоит напору льдов. Пароход без особого труда ломал лед толщиной до метра и сплоченностью в 8-9 балов.

         В последующие годы «Садко» плавал исключительно в высоких широтах. В 1935-1937 годах на нем были проведены научные экспедиции для изучения погоды, глубин, течений, льдов Арктического бассейна, наблюдений за магнитным полем земли. Под командованием капитанов Н. М. Николаева, Н. И. Хромцова «Садко» плавал в районах архипелагов Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, островов  Де-Лонга. Руководили научными работами на судне известные полярники-ученые Г. А. Ушаков, Н. Н. Зубов, Р. Л. Самойлович, В. Ю. Визе.

         Во время этих экспедиций были собраны богатые научные материалы, открыт ряд островов, подводных течений, уточнены границы подводных хребтов в карском море, организовано несколько поллярных станций. Плавания «садко» по «белым пятнам» Арктики помогли «закрыть» легендарные земли Санникова и Джиллиса. Во время научных изысканий «Садко» в свободном плавании достиг рекордной широты 82?41?. Немалую помощь оказал восстановленный пароход в проводке судов через льды Арктики. Около года сам дрейфовал в тяжелых льдах вместе с «Георгием Седовым» и «Малыгиным».

         С началом Великой Отечественной войны «Садко» снова пришлось работать в роли ледокола, сопровождая суда в Карском море. Затем на его долю выпала ответственная задача снабжения полярных станций на отдаленных островах Северного ледовитого океана. С большим трудом пробившись сквозь тяжелые льды, «Садко» снял зимовщиков с мыса Арктического на Северной Земле, а затем пошел в бухту Тихую на Земле Франца-Иосифа. Это был его последний поход.

         11 сентября 1941 года, проходя  район островов Известий ЦИК, «Садко» напоролся на подводный камень, не обозначенный на карте. Вода затопила машинное отделение и кочегарку, поступила в жилые помещения. История повторилась. Только умирал пароходв этот раз более мучительно и долго. В эфир полетел сигнал «SOS». На место аварии направили ледокол «Ленин», но из-за сильного шторма он не смог подойти и «Садко» и лег в дрейф. Агония поврежденного судна продолжалась почти двое суток. Людей удалось снять, но сам «Садко» стал жертвой Северного Ледовитого океана.

 В. Пузырев. Журнал «Морской флот», прошлый век.

 

 

Написать комментарий