Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Волны, ветры и течения

Автор Admin Опубликовано: Август - 12 - 2013

Волны, ветры и течения

Океан – в вечном движении, оно пронизывает всю толщу воды. Сотни лет назад люди уже знали о существовании мощных течений. Воды Мирового океана и каждую его каплю в отдельности перемещают силы притяжения Луны и Солнца, сила, вызываемая вращением Земли – так называемая сила Кориолиса, ветер и, вероятно, силы, вызванные одиннадцатилетним, двадцатидвухлетним и другими циклами активности Солнца. Когда незримые вихри, преодолев космическое пространство, долетают до Земли, над планетой бушуют электромагнитные бури – предвестники штормов и ураганов, несущих колоссальные запасы энергии. Сильные ветры всегда угрожали судам. Чтобы избежать встречи с ними, нужно было заблаговременно знать погоду в районе плавания. Точные суточные и сезонные прогнозы оказывали и оказывают огромную помощь капитанам и штурманам. Парусный флот полностью зависел от волн, ветра, течений.  Каждый капитан выбирал безопасный курс, опираясь на прошлый опыт и интуицию. Лишь в 1848 году появилась первая рекомендация для мореплавателей, в которую вошли карты господствующих ветров и  течений. Эти карты составлялись на основе сотен изученных вахтенных журналов. Так была сделана первая попытка выбора маршрута в зависимости от погоды.

         В России в 1865 году морское министерство довело до сведения капитанов, что при главной физической обсерватории в Петербурге учреждено метеорологическое отделение для «предсказания бурь в русских морях».

         Несмотря на увеличение прочности судов и мощи их машин, сведения о погоде не потеряли своего значения и для современного флота. Сейчас капитаны прокладывают курс в океане в зависимости от рекомендаций мировых гидрометеорологических центров. Прогнозы позволяют избежать встречи с разбушевавшейся стихией, дают флоту немало экономии во времени, топливе и моторесурсах. В последнее время на помощь метеорологам все чаще приходят искусственные спутники Земли, которые засекают зарождение штормовых волн.

         Волнение моря вызывает ветер, который «диктует» поведение волн.

         Как же рождаются и умирают морские волны? Легкий ветерок – ласковый бриз пронесся над водой. Затишье. И вновь порыв ветра. Сморщилась вода, пробежала по ней рябь – «островки волнения». Сила ветра возросла – и «островки» сливаются между собой. Растет высота волны, ее длина – расстояние между двумя гребнями, а также период – время, за которое два следующих один за другим гребня проходят точку, фиксируемую наблюдателем.  Еще больше усилился ветер. С гребней волн срываются пенные барашки. И вот они уже встают стеной перед носом судна. Шторм!

         Волны – грозное явление природы. С огромной силой бьют они в борт корабля, обрушиваются на берег. Сила удара штормовой черноморской волны достигает пяти-шести тонн на квадратный метр, а океанской – порой превышает несколько десятков тонн. При скорости хода в 16 узлов встречная волна, высотой в 5 метров, увеличивает время перехода почти вдвое.

         Волны грозят бедой и самому судну, и его грузу. Особенно, если это руда, чугунная чушка, а теплоход пересекает фронт волн бортом-лагом, подвергаясь резкой качке. Вот пример из судоводительской практики одного из авторов этой книги.

         В 1968 году теплоход «Александр Герцен»с тяжеловесами на борту был застигнут штормом юго-восточнее острова Маврикий. Сила ветра достигала 10 баллов, а волнение моря – 7 баллов. Скорость судна не превышала 15,5 узла. Попытка изменить курс на более выгодный оказалась ошибочной. От ударов волн и напора ветра сорвало закрепленный на палубе ящик с трейлером. Он стал «ходить» по палубе. Пришлось вновь менять курс и скорость, чтобы выбросить разрушенный ящик за борт и закрепить трейлер. В результате этого путь судна удлинился на 530 миль, но зато, следуя новым курсом, теплоход наверстал упущенное за счет увеличения скорости до 18 узлов.

         В море встречаются и необычные пирамидообразные волны, высотой 16-18 метров. Моряки прозвали их «волнами-убийцами». Океан, омывающий южную оконечность Африки, пользуется из-за них недоброй славой. Здесь, на границе Атлантического и Индийского океанов, в зоне резкого уменьшения глубин, и рождаются эти волны-гиганты, способные разрушить любое современное судно. Так, в мае 1973 года волна высотой 15 метров ударила в корпус британского рефрижератора «Бенкраучан», приподняла его и переломила. Нос судна мгновенно ушел под воду. Теплоход «Нептун Сапфир» и танкер «Уорд Глория» также были переломлены громадными волнами.

         Сейчас за «волнами-убийцами» следят патрульные самолеты и, подобно службе, предупреждающей об айсбергах, сообщают о надвигающейся опасности проходящим судам. Вероятно, существуют волны и большей высоты. Так, с борта советского дизель-электрохода «Обь»в Антарктике в 60-х годах была заснята волна высотой около 25 метров. В 1966 году одна из таких волн выбила иллюминаторы на итальянском лайнере «Микельанджело», которые находились на высоте 24 метра выше ватерлинии.

 Продолжение следует…

«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.

Написать комментарий