Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Волны, ветры и течения — 2

Автор Admin Опубликовано: Август - 12 - 2013

Волны, ветры и течения — 2

          Волны бушуют не только на поверхности океана, но и в его глубинах. По сравнению с ними даже самая высокая «волна-убийца» кажется игрушкой. Их высота достигает 400 метров. Подводный вал такой высоты способен перехлестнуть Исаакиевский собор.  Сведения о них необходимы для обеспечения безопасности подводных скороходов будущего. Об опасности подводных волн можно судить по катастрофе американской атомной подводной лодки «Трешер». Одной из вероятных причин ее гибели специалисты назвали подводные волны.

         Разбушевавшаяся стихия страшна для судов не только в открытом море, но и у причалов. Порой даже опаснее. Примером может служить черноморская бора – стекающие со склонов гор холодные потоки воздуха, достигающие ураганной силы. Скорость их превышает 50 метров  в секунду. Такой же ветер характерен для Новой Земли, приморских районов Далмации и Южной Франции. Во время боры под ударами ветра вскипает вода. Ее брызги, достигая палубы, ограждений, надстроек, мгновенно замерзают, образуя все увеличивающийся ледяной панцирь. Слышен скрежет железа, скрип дерева, тяжелые вздохи судна под свирепым напором ветра.

         Черноморские моряки испытали на себе силу боры в 1848 году, когда ветер разметал в Новороссийской бухте эскадру, и несколько кораблей ушло на дно.

         В январе 1963 года на пароходе «Иркутск» одному из авторов этой книги довелось встретиться с борой. В 19.00 пришло штормовое предупреждение: «Ожидается норд-ост». На судне немедленно были заведены все имеющиеся швартовы, в том числе «понедельник» — стальной трос, который завели с кормы. Бора налетела в ночь с 21 на 22 января. Не выдержав напора ветра, лопнули все носовые концы. Судно отнесло от причала и развернуло носом по ветру. Надежда оставалась только на «понедельник», пришлось бы пойти на крайнюю меру – в шторм выйти из бухты…

         Но бора начала выдыхаться. Сила ветра упала до 11 баллов, и один из портовых буксиров смог доставить бухту манильского троса. Однако передышка была непродолжительной. Ветер вновь набрал ураганную силу. Под его напором лопнули вновь заведенные швартовы. Однако на этот раз береговым спасателям удалось завести на «Иркутск» якорь-цепь.

         Почти шесть дней бушевала бора. Два сухогрузных судна, стоявших на рейде, были выброшены на мель.

         На Черном море свирепый характер проявляет не только бора, но и до сих пор полностью не разгаданное явление природы – тягун. О его зарождении и свойствах нет единого мнения. Чаще всего он бывает в портах Кавказа, но в ночь на 14 января 1969 года в Ильичевском порту внезапно пришли в движение огромные массы воды. Суда, стоящие у причала, наваливались друг на друга и на берег. Работы прекратились. Буксиры спешно выводили суда в безопасную зону – на внешний рейд.

         Большое влияние на судоходство оказывают и течения. Сведения о них накапливались годами. Наблюдения штурманов попадали к ученым, обобщались и возвращались к морякам в виде карт и таблиц. Океанским течениям принадлежит главная роль в процессе перераспределения тепла на планете. Они обогревают и охлаждают обширнейшие области суши. Недаром течения называют «водяным отоплением» Земли.

         Гольфстрим, Куросио, пассатное и другие течения были найдены «навигационным способом». Суда, попав в течение, плыли по нему, отмечая свой путь на картах. Этот способ позволяет измерить течение того слоя воды, который в первую очередь интересует навигатора – до глубин, соответствующих осадке судна.

         Наиболее мощным течением, открытым еще в XV веке, является Гольфстрим. Образно говоря, это «река в океане», максимальная скорость которой 5 узлов. По силе и протяженности Гольфстрим не имеет себе равных. По нему проходят судоходные трассы, связывающие  Европу и Северную Америку. Если судно плывет  против течения, то время, затраченное на такой рейс, увеличивается на несколько суток. Если же плыть по течению, то даже современное быстроходное судно может сэкономить более 10 процентов времени.

         «Реки в океане» текут не только в верхних слоях. На глубинах 50-150 метров исследователи обнаружили «подводные реки». Немалый вклад в их изучение внесли советские ученые, открывшие в Атлантике подповерхностное противотечение.

         Когда будут созданы трансокеанские грузовые подводные корабли, появится возможность использовать глубинные течения для сокращения продолжительности их рейсов.

«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.

Написать комментарий