Парус. У истоков парусного судоходства. На севере Европы строили суда с благородными обводами, каких еще не придумали жители Средиземноморья – суда викингов. Все, что было известно в традиционном судостроении, викинги оставили без внимания. Они предприняли попытку плавать под острым углом к направлению ветра, полностью пересмотрев обводы судна, его вес и конструкцию. Острота и плавность их ватерлиний стоит на высоте современных требований, а по способности идти в бейдевинд они превосходили все известные тогда суда. Викинги отказались от обшивки вгладь из толстых досок на натесных шпангоутах, характерной для Греции и Рима. Они стали строить свои лодки из сравнительно тонких досок, уложенных кромка на кромку, а внутри устанавливали много тонких шпангоутов из гнутого дерева.
Полинезийцы подошли другим путем к улучшению ходовых качеств своих лодок. Они использовали узкие суда для плавания в море. Нос и корма ничем не отличались друг от друга.
Оба народа использовали симметрию своих судов относительно мидель-шпангоута. Суда викингов вооружались прямым парусом, установленным в середине лодки. Плавание кормой вперед приводило к ухудшению работы паруса, так как он ложился на мачту. К судам полинезийцев с борта наветренной стороны пристраивался на длинных упругих стволах противовес для откренивания.
Столетиями парусное вооружение судов было одномачтовым, и только незадолго до нашей эры стали строить первые суда с двумя мачтами.
В VI веке появились уже трехмачтовые 40-80-метровые суда, сохранившие один ряд весел. Они назывались галеасами; более мелкие (до40 метров), но с двумя рядами весел – дромонами, а чисто парусные суда – нефами.
Большие гребневые галеры были весьма тяжелыми на ходу и неповоротливыми, вследствие чего появились подобного типа суда меньшего размера, специально приспособленные для плавания под парусами и обладавшие большей маневренностью – галиоты. У них настилалась палуба и ставились одна-две мачты.
В XIV веке в Португалии стали строить каракки – суда, похожие на нефы. Они получили большое распространение в Западной Европе.
В XIV- XV веках возник новый тип парусного вооружения – смешанный, когда на одной из двух мачт ставили латинский парус, а на другой – прямые паруса с реями. Высокобортный парусник с таким вооружением получил название каравелла.
В. Алексеев
Журнал «Морской флот», прошлый век
Спасибо за интересную статью
Ой! А я когда-то знала названия почти всех парусов трехмачтовых судов — фок, грот, крюйс, марсели, брамсели,топсел, ну и косые, которые стаксели. И еще дополнительные какие-то, лисели вроде. Уже подзабыла много!
Мне тоже это было интересно, а еще училась по книге морские узлы вязать)
Парусный флот и море. Это так романтично.