Груз торопит — 2
Достаточное количество скоростных контейнеровозов дает возможность крупным судовладельческим компаниям монополизировать определенные линии. Так, флот «Австралийско-Европейского объединения по оказанию услуг в перевозке грузов в контейнерах» состоит из 11 контейнеровозов, вмещающих 14,5 тысячи контейнеров. Объединение входит в первую десятку крупнейших судоходных компаний мира. В Советском Союзе имеется более 50 регулярных контейнерных линий. Например, между Западной Европой и восточным побережьем США, между Японией и портами Северной Америки. Уникальной является смешанная железнодорожно-морская линия Западная Европа-Ленинград-Находка-Япония.
В один из основных портов, Ленинградский, контейнеры доставляются на судах типа «Василь Кучер» и «Нева».
«Василь Кучер» — один из первых советских контейнеровозов. Он однопалубный. Его длина 52 метра, машина находится в корме. Весь трюм и палубу занимают 39 контейнеров. На судне нет грузового устройства, и погрузка осуществляется портовыми кранами.
«Нева» — двухпалубный теплоход длиной 127 метров и шириной 19,2 метра. Он может перевозить 222 обычных и 20 рефрижераторных контейнеров, либо 500 автомобилей. Скорость – около 17 узлов. Обе его палубы без люков. Грузовое устройство отсутствует. Контейнеры загружаются силами экипажа. Погрузка производится горизонтальным способом при помощи автопогрузчиков и тягачей грузоподъемностью от 4 до 20 тонн. После постановки судна у причала его нос раскрывается и выдвигается 27-метровая аппарель*. По ней контейнер путешествует на автопогрузчик с берега на судно и в обратном направлении. Часть груза по внутренней аппарели доставляется на верхнюю палубу, другая – на лифте подъемной силой 40 тонн съезжает вниз, где прямоугольный трюм между двойными бортами плотно заполняется контейнерами.
При перевозке легковых автомобилей в твиндеке** и трюме устанавливают дополнительные платформы, на которые машины въезжают своим ходом. Естественно, что какая-то часть бензина остается в их баках, поэтому на судне особое внимание обращается на вентиляцию и пожарную безопасность.
Помимо обычных судовых механизмов, «Нева» снабжена специальной системой откренования, автоматически включающей при крене более двух градусов. С ее помощью контролируется и остойчивость*** судна. В связи с тем, что теплоходам типа «Нева» приходится делать частые швартовки, они снабжены носовым подруливающим устройством.
Эксплуатация таких специализированных теплоходов выгодна только при высокой степени организации погрузочно-разгрузочных работ, когда весь груз в порту заготовлен заранее. В этом случае контейнеровоз успевает перевезти на 50 процентов больше груза, чем обычное судно.
Практически на всех контейнеровозах в качестве главных двигателей работают дизеля, которые обеспечивают высокую экономичность. Большое значение для судов, которые часто заходят в порты, имеет их способность к работе «на задний ход» и быстрота запуска. Первый в мире морской теплоход «Дело» был построен в России в 1908 году на Коломенском заводе. С тех пор основные принципы работы дизелей остались неизменными. ВВ настоящее время на судах устанавливают 6-12-цилиндровые машины, в которых прямолинейное движение поршней преобразуется при помощи шатунов во вращательное движение коленчатого вала. Современные дизеля обычно двухтактные: один ход у них – сжатие, второй – рабочий. Уходящие газы вращают небольшую газовую турбину, приводящую в движение компрессор для сжатия «свежего» воздуха. Применение газотурбинного надува позволяет увеличивать мощность двигателя. Важной особенностью судовых дизелей является то, что они могут работать при одном-двух выключенных цилиндрах, что существенно повышает надежность их в дальнем плавании.
На скоростных судах применяют как тихоходные, так и высокооборотные двигатели. Тихоходные непосредственно вращают вал гребного винта. Диаметр цилиндров у них составляет 1 метр, а ход поршня – в полтора раза больше. При таких размерах мощность каждого цилиндра достигает 3000 лошадиных сил. Но иногда отдается предпочтение более компактным высокооборотным машинам, хотя для их эксплуатации необходимо между дизелем и гребным валом устанавливать механизм для понижения числа оборотов – редуктор.
Говоря о перспективах роста советского морского транспорта, о новых отечественных судах, в том числе о контейнеровозах, следует подчеркнуть, что только за 1971-1973 годы морской флот нашей страны получил более двухсот транспортных судов, построенных на отечественных верфях, а также корабелами ГДР. Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Финляндии и других государств. В дальнейшем появились контейнеровозы с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, грузоподъемностью свыше четырех тысяч тонн каждый. А всего за девятую пятилетку наш флот пополнился, примерно, четырьмястами новыми судами. В настоящее время разработан перспективный план развития морского транспорта на ближайшие пятнадцать лет. В недалеком будущем универсальные сухогрузы уступят место специализированным теплоходам. Контейнеровозы смогут брать до трех тысяч контейнеров и скорость их достигнет 35 узлов.
Суда, обладающие такими размерами и такой скоростью, называют линейными контейнеровозами. Они используются только для трансокеанских рейсов. Их характерными особенностями являются: высокий надводный борт, небольшая команда, малое время стоянки в порту. Это наложило определенный отпечаток и на внешний вид, и на архитектуру судовых помещений.
В большинстве случаев такие суда – однопалубные, с баком и многоярусной рубкой, расположенной несколько в корму от миделя****. Рубка разделена на две части: носовую, имеющую 5-6 ярусов, причем самый верхний занят ходовой, лоцманской и радиорубками, и более низкую кормовую часть, которая окружает машинную шахту и завершается громадной дымовой трубой высотой около 15 метров.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.
*Аппарель – въезд, наклонная платформа для погрузки или выгрузки самоходной техники.
** Твиндек – междупалубное пространство, которое используется для перевозки грузов и размещения различных служебных помещений на судне.
*** Остойчивость – способность судна плаввать в прямом положении и возвращаться к нему, как только прекратят действовать внешние силы, отклонившие его.
****Мидель – поперечно-вертикальная плоскость, которая делит судно на носовую и кормовую части.