Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

Мечта ОСВОДа

Автор Admin Опубликовано: Июнь - 8 - 2016

Мечта ОСВОДа

       В начале 70-х годов возобновило свою работу впервые созданное еще в 1925 году добровольное общество спасения на водах (ОСВОД). На счету осводовцев немало добрых де: обучение  плаванию и методам спасения, пропаганда водных видов спорта и сотни вырученных из беды людей. В подобных случаях все решают секунды. Казалось бы, до утопающего рукой подать. Но вода не позволяет судам-спасателям мчаться так, как хотелось бы. Если бы вместо обычного спасательного катера был экраноплан…

            В 1928 году в журнале осводовцев «На вахте» появилось сообщение об оригинальном аппарате с небольшими крыльями, построенном во Франции. Он получил название «Морская блоха», так как при большой скорости мог отрываться от воды и прыгать вперед. Скорость у него была немалая, и поэтому аппарат хотели приспособить для спасения утопающих. Однако оказалось, что самим спасателям приходилось худо – их бросало из стороны в сторону. Поэтому судно не нашло применения. Следует сказать, что опыт, полученный при его постройке, не пропал даром. Был создан другой аппарат, который назвали экранопланом. При разгоне он приподнимается над водой за счет образования упругой воздушной подушки между экраном (водой) и крыльями.

            Эффект влияния «экрана» был обнаружен так. В 20-е годы авиаторы столкнулись с тем, что при посадке аэроплан, достигнув высоты двух-трех метров, не снижался, а держался в воздухе, хотя скорость у него была явно недостаточной, а потом резко падал на землю. Этот эффект присущ также и гидропланам, которые при спуске зависали у самой воды, словно подъемная сила их крыльев неожиданно возрастала.

            В 1923 году академик Б. Н. Юрьев изложил наблюдения над «эффектом влияния экрана» или «эффектом подушки» в журнале «Вестник воздушного флота». Вывод из статьи был малоутешителен для авиаконструкторов, которые мечтали, использовав этот эффект, уменьшить посадочную скорость самолета. Зато у судостроителей появилась надежда создать скоростной надводный аппарат большей грузоподъемности, чем самолет с таким же размахом крыльев.

            Ряд интересных экспериментов с «эффектом влияния экрана» провели изобретатели П. И. Гроховский, разработавший первый проект амфибии на динамичной воздушной подушке, и Роберт Людвигович ди Бартини, который считал, что безконтактному транспорту – экрановозам и экраноходам на суше, экранолетам – в воздухе и экранопланам – на море будет отведено важное место в народном хозяйстве.

            Экранопланы «самолетного типа» оказались для осводовцев подлинной находкой. Не так давно лаборатории новых видов спасательной техники ОСВОДа РСФСР создали аппарат «ЭСКА» — экранолетный спасательный катер. По внешнему виду он напоминает самолет, снабженный поплавками. Они размещены у него на крыльях. Аппарат может передвигаться над водой, болотистой местностью, ледяной шугой.

«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.

Написать комментарий