Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

По «патенту» водомерки

Автор Admin Опубликовано: Май - 20 - 2016

По «патенту» водомерки

По тихой глади заросшего тростником пруда не спеша скользит водомерка. Высоко поднято ее продолговатое тельце, и только тонкие ножки касаются поверхности воды. Но в случае опасности она летит, как стрела, и не угнаться за ней ни хищному черному жуку-плавунцу, ни серебристой рыбешке. Способ ее передвижения – один из патентов живой природы, овладев которым можно увеличить скорость современных судов.

За поведением жителей морей и океанов естествоиспытатели наблюдали столетиями. Столько же времени стремятся они создавать судно, которое, опираясь на воду, не рассекало бы ее, а, подобно ловко брошенному плоскому камню, отскакивало, рикошетировало от воды и неслось по ее поверхности. Так, например, опираясь на воду, несется специальное судно – глиссер и мчится оно с такой быстротой, что вода не успевает «раздвигаться» и выталкивает его на поверхность.

Глиссирующим судам принадлежит большинство мировых рекордов скорости на воде. Но для морских путешествий они малопригодны. Глиссер движется, опираясь на воду специальными выступами плоского днища – реданами. Но в то же время его форма, так необходимая для скольжения по воде, резко ухудшает мореходные качества судна. Даже на малой волне, незаметной для прогулочного катера, глиссер начинает как бы скакать с кочки на кочку. А при сильных возникает реальная опасность перевернуться, ударившись об воду носом. И тогда авария неминуема. Осенью 1966 года легкий порыв ветра, слегка возмутивший поверхность озера Конистон, погубил знаменитый глиссер «Синяя птица» и его водителя – гонщика Дональда Кэмбелла.

Стремясь улучшить мореходные качества глиссера, их днища стали делать то немного выпуклыми, то вогнутыми, то ломанными, но все напрасно. Для плавания в режиме глиссирования нужна плоская часть днища, для большей устойчивости – килеватая. Полностью совместить оба требования пока невозможно. Поэтому чаще всего форму корпуса делают остроскульной. Днище образуется двумя сходящимися у киля продольными плоскостями. Борта почти вертикальны. Пересечение их с днищевой плоскостью образует скулы. В носу они значительно выше ватерлинии, но, не доходя середины судна, идут под воду и полого заканчиваются у широкой транцевой кормы. Глиссера отличают простота при постройке, удобное размещение пассажирского салона и моторного отделения.

Оригинальна и другая форма глиссера, получившего название «морские сани». У него днищевые плоскости сходятся не внизу, как у остроскульных судов, а вверху, образуя в носу туннель, который проходит вдоль днища. Ширина туннеля к корме увеличивается, а высота уменьшается, поэтому кормовая часть имеет почти плоское днище. У «морских саней» обычно лучшие мореходные качества, так как волна, врываясь в туннель, разрушается, а воздух, проходя вдоль него, создает на больших скоростях добавочную подъемную силу. Но и это днище далеко от совершенства, так как значительно уменьшается полезный объем судового корпуса.

Пытаюсь найти оптимальный вариант, корабелы создали глиссер-катамаран. Перед Великой Отечественной войной такое судно (длина – 24 метра) ходило по линии Сочи-Сухуми, развивая скорость до 38 узлов. Три пассажирских салона (на 130 человек) размещались в двух корпусах (ширина каждого – 3,2 метра) и связывающем их мосту. Общая ширина катамарана – 12,3 метра.

На глиссере были установлены шесть двигателей – по три в корпусе. Два (мощностью по 750 лошадиных сил) работали в открытом море, а третий служил для маневрирования в порту и запуска основных двигателей. Каркас корпуса выполнен из стальных труб и деревянных балок, а обшивка – из листового текстолита и бакелизированной фанеры. Однако и этот глиссер не выпускали в море, если высота волн превышала 0,75 метра.

Улучшить мореходные качества скоростных судов оказалось возможным лишь тогда, когда их корпус приподняли над водой.

Продолжение следует…

«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.

 

Написать комментарий