По «патенту» водомерки
По тихой глади заросшего тростником пруда не спеша скользит водомерка. Высоко поднято ее продолговатое тельце, и только тонкие ножки касаются поверхности воды. Но в случае опасности она летит, как стрела, и не угнаться за ней ни хищному черному жуку-плавунцу, ни серебристой рыбешке. Способ ее передвижения – один из патентов живой природы, овладев которым можно увеличить скорость современных судов.
За поведением жителей морей и океанов естествоиспытатели наблюдали столетиями. Столько же времени стремятся они создавать судно, которое, опираясь на воду, не рассекало бы ее, а, подобно ловко брошенному плоскому камню, отскакивало, рикошетировало от воды и неслось по ее поверхности. Так, например, опираясь на воду, несется специальное судно – глиссер и мчится оно с такой быстротой, что вода не успевает «раздвигаться» и выталкивает его на поверхность.
Глиссирующим судам принадлежит большинство мировых рекордов скорости на воде. Но для морских путешествий они малопригодны. Глиссер движется, опираясь на воду специальными выступами плоского днища – реданами. Но в то же время его форма, так необходимая для скольжения по воде, резко ухудшает мореходные качества судна. Даже на малой волне, незаметной для прогулочного катера, глиссер начинает как бы скакать с кочки на кочку. А при сильных возникает реальная опасность перевернуться, ударившись об воду носом. И тогда авария неминуема. Осенью 1966 года легкий порыв ветра, слегка возмутивший поверхность озера Конистон, погубил знаменитый глиссер «Синяя птица» и его водителя – гонщика Дональда Кэмбелла.
Стремясь улучшить мореходные качества глиссера, их днища стали делать то немного выпуклыми, то вогнутыми, то ломанными, но все напрасно. Для плавания в режиме глиссирования нужна плоская часть днища, для большей устойчивости – килеватая. Полностью совместить оба требования пока невозможно. Поэтому чаще всего форму корпуса делают остроскульной. Днище образуется двумя сходящимися у киля продольными плоскостями. Борта почти вертикальны. Пересечение их с днищевой плоскостью образует скулы. В носу они значительно выше ватерлинии, но, не доходя середины судна, идут под воду и полого заканчиваются у широкой транцевой кормы. Глиссера отличают простота при постройке, удобное размещение пассажирского салона и моторного отделения.
Оригинальна и другая форма глиссера, получившего название «морские сани». У него днищевые плоскости сходятся не внизу, как у остроскульных судов, а вверху, образуя в носу туннель, который проходит вдоль днища. Ширина туннеля к корме увеличивается, а высота уменьшается, поэтому кормовая часть имеет почти плоское днище. У «морских саней» обычно лучшие мореходные качества, так как волна, врываясь в туннель, разрушается, а воздух, проходя вдоль него, создает на больших скоростях добавочную подъемную силу. Но и это днище далеко от совершенства, так как значительно уменьшается полезный объем судового корпуса.
Пытаюсь найти оптимальный вариант, корабелы создали глиссер-катамаран. Перед Великой Отечественной войной такое судно (длина – 24 метра) ходило по линии Сочи-Сухуми, развивая скорость до 38 узлов. Три пассажирских салона (на 130 человек) размещались в двух корпусах (ширина каждого – 3,2 метра) и связывающем их мосту. Общая ширина катамарана – 12,3 метра.
На глиссере были установлены шесть двигателей – по три в корпусе. Два (мощностью по 750 лошадиных сил) работали в открытом море, а третий служил для маневрирования в порту и запуска основных двигателей. Каркас корпуса выполнен из стальных труб и деревянных балок, а обшивка – из листового текстолита и бакелизированной фанеры. Однако и этот глиссер не выпускали в море, если высота волн превышала 0,75 метра.
Улучшить мореходные качества скоростных судов оказалось возможным лишь тогда, когда их корпус приподняли над водой.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Найден.