Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

По следам во льдах: У мыса Флаг-2

Автор Admin Опубликовано: Апрель - 25 - 2012

По следам во льдах: У мыса Флаг-2

         П. Г. Колотов в Арктике с 1940 года – целая долгая жизнь. Зимовал на островах – Песцовом, Подкове, потом вблизи устья Пясины, последние годы снова на Песцовом. По его рассказам, примерно в 1943 году у мыса Флаг на острове Песцовом он обнаружил обломок киля длиной около трех метров и части обшивки борта. В воде у самого берега лежали различные металлические предметы: муфта, вал, инструменты. Нашел он здесь и дробовое ружье 16-го или 20-го калибра. По виду иностранное, но клейма не было. А вот на одной из частей машины была медная табличка с иностранной надписью и номером.

         Сам Колотов не придавал большого значения своим находкам. Ружье он, выправив погнутые стволы, еще в годы войны продал какому-то охотнику: «С оружием тогда было плохо». Остальные вещи частью приспособил в дело, частью растерял.

         Павел Гаврилович проводил нас к месту находок. На берегу лежал обломок киля,  а в воде мы за три дня работы нашли около 65 различных предметов: инструменты, части мотора, металлические части судна.

         Все находки 1975 года были доставлены в Москву. Мы показывали их многим морякам, гидрографам, полярникам. Копались в архивах. Нигде не удалось нам найти сведений о судне, потерпевшем крушение у мыса Флаг.

         Теперь необходимо было провести возможно более тщательную экспертизу. Мы обратились в Центральный военно-морской музей (Ленинград) и во ВНИИ Министерства внутренних дел СССР.

         Здесь следует сказать несколько слов о судне экспедиции Русанова «Геркулес». Столь громким именем оно было названо отнюдь не за исключительную мощь. «Геркулес» не выглядит гигантом, особенно если сравнивать его с современными судами. Из Норвегии в ответ на запрос редакции газеты «Водный транспорт» были получены следующие данные: длина – 22,2 м, ширина – 6,0 м, осадка – 2,6 м. Тоннаж судна – 63,42 (брутто) и 27,31 (нетто). «Геркулес» был построен из дуба специально для плавания во льдах и оснащен, как куттер. На нем был установлен двигатель «Альфа» мощностью 24 номинальные лошадиные силы.

         Почти целый год проводились экспертизы… И вот наконец мы получили их результаты.

  «Найденные… части корпуса и корабельные детали, — пишут специалисты Центрального военно-морского музея, относятся к небольшому деревянному судну с усиленным корабельным набором… Судя по наметкам для баллера руля, его корпус был не вельботного типа, а транцевый. Судно имело невысокий фальшборт, высоту которого до необходимых размеров дополняли одношариковые леерные стойки. По всей вероятности, на судне была невысокая надстройка, поскольку сохранились башмаки рубочного леера. Детали мотора, талрепы, шкивы блоков, такелажные скобы говорят о том, что судно было моторно-парусным… Его размеры могли быть в пределах 18-22 м, ширина 5-6 м, при осадке до 2,2 м. Таким образом, найденные экспедицией корабельные детали могли принадлежать судну, близкому по своим размерениям к «Геркулесу».

         Огромную работу проделали научные сотрудники ВНИИ МВД СССР. Для того чтобы отыскать какие-либо надписи, скрытые под слоем ржавчины на подводных находках, они применяли самые современные методы анализов, даже названия которых уже вызывают почтение: эмиссионный, спектральный, лазерный, микроспектральный и атомноабсорбционный. Но вот невезение – ни одной надписи ни на одном из 65 предметов так и не удалось обнаружить!

         Тогда сотрудники ВНИИ МВД СССР сосредоточили свои усилия на двух деталях – свече и клапане мотора. Ведь мотор «Альфа» имел, конечно, определенные конструктивные особенности. Но вот какие? Для выяснения этого эксперты изучили свыше 1000 литературных источников и архивных материалов. «Существует большая вероятность, — пишут они в своем заключении, — что клапан… мог принадлежать именно двигателю «Альфа».

         Итак, вроде бы все сходилось. Но для окончательного решения вопроса надо было иметь доказательства, не оставляющие места сомнению. Нужны были планомерные подводные поиски у мыса Флаг…

         Мы прилетели на Диксон, чтобы провести их.

        Продолжение следует…

Александр Шумилов. Газета «Водный транспорт», прошлый век.

         Одной из самых любимых новостных передач во времена Советского Союза была программа «Время». Наверное, нет семьи, в которой кто-нибудь из взрослых не смотрел ее. Интересно было узнавать новости дня в мире и своей стране. До сих пор сердце начинает быстрей биться когда слышу мелодию, звучавшую как позывной программы.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

Написать комментарий