Интересное бесплатно

Интересное бесплатно. LAViCо — блог Ледневой Анастасии.

По следам первых мореходов

Автор Admin Опубликовано: Август - 21 - 2013

По следам первых мореходов

Сегодня, как и в далеком прошлом, градостроители стремятся возводить города по берегам рек и морей. В каменном веке близость воды – источника жизни – привлекала первобытного человека так же, как и нашего современника. Первоначально для передвижения по воде люди использовали ствол упавшего дерева, очищенное от веток бревно. Затем из камыша, тростника, бамбука они связывали незамысловатые плоты. Позднее появились выдолбленные или выжженные из целого дерева лодки – челны  и каноэ.

Чтобы создать их, необходимы были орудия труда, прочнее дерева, нужен был огонь.

В эпоху, справедливо называемую «детством человечества», камень был важнейшим рабочим инструментом и источником огня. В раскопках первобытных стоянок и поселений были найдены тысячи различных каменных инструментов.  Но как восстановить технологию производства каменных орудий и трудовые процессы, выполняемые с их помощью первобытными мастерами?

Ответ на  эти вопросы можно найти в трудах лауреата Государственной премии С. А. Семенова «первобытная техника» и «Развитие техники в каменном веке», совершивших переворот в археологической науке. Эти книги позволили с научно-исторической достоверностью восстановить множество трудовых процессов людей каменного века. В том числе и «производство» древнейших лодок.

Сегодня смелый эксперимент сотрудников ленинградской лаборатории первобытной техники, созданной С. А. Семеновым, известен далеко за пределами нашей страны. В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века ими были предприняты «экспедиции»… в каменный век. Ученые решили своими руками изготовить орудия труда и с их помощью восстановить трудовые процессы древнего человека: шить одежду, пахать землю и снимать урожай, рубить деревья и делать из них лодки, наскальные изображения которых обнаружены археологами на месте стоянок первобытных людей.

Находки, обнаруженные на территории Латвийской ССР, в прибрежных районах Дальнего Востока, на Украине, у берегов Десны, свидетельствуют о развитии рыбного промысла и судоходства в эпоху неолита. В Карелии, на реке Выг, найдены выбитые на камнях изображения лодки. Семиметровый челн, выдолбленный из дуба, раскопан в районе Воронежа. Челн-однодневка, выжженный из ствола дуба, шириной около 30 сантиметров, найден в устье Южного Буга. По определению ученых, челн пролежал в воде около трех тысяч лет!

Интересные эксперименты провели ученые с нефритовым валуном. Археологам было известно, что в древности в «каменных кузнях» из нефрита изготовляли различные орудия труда. Валун, взятый в одном из сибирских краеведческих музеев, доставили на место стоянки древнего человека, раскололи на части и изготовили нефритовые ножи, тесла, долота, топоры. Молодая ольха, толщиной в десять сантиметров, была срублена нефритовым топором за одну минуту. Под ударами кремневого рубила такая же ольха пала за десять минут. Таким образом, опыты опровергли предположения ученых о несовершенстве технологических процессов далекого прошлого.

Сохранились записи, характеризующие жизнь камчадалов в XVIII-XIX веках. «Они долбили лодки свои с таким трудом и с таким продолжением времени, что лодку три месяца надлежало им делать…»  Исследователи решили проверить сроки. На берегу реки срубили сосну. Очистили ее от веток. Два человека, не имеющие специального опыта, нефритовым теслом должны были выдолбить сосновый ствол четырехметровой длины и диаметром более полуметра. Работали они по восемь часов в день. За 10 дней устойчивая и быстрая лодка была готова.

Кстати, добыть огонь трением по рецептам «прометеев каменного века» удалось довольно быстро. На это потребовалось всего 50 секунд!

Понадобились столетия, чтобы уровень развития древней техники позволил человеку заменить шест на весла, перейти от изготовления лодок к строительству судов, изобрести парус, который первоначально использовали только при попутном ветре. Но уже на таких судах, ориентируясь по солнцу и звездам или выпуская птиц, которые летели к земле и указывали путь, древние мореходы отваживались уходить в далекие плавания.

 «Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.

Написать комментарий