Парус. У истоков парусного судоходства. Много веков назад люди начали использовать ветер для приведения в движение судна. Опыт изготовления примитивных переправ и плавучих средств появился гораздо раньше письменности и искусства. Сохранились точные сведения о древнейшем судоходстве на Ниле. Египтяне строили и эксплуатировали парусные суда уже около 3000 лет до. н. э. Значительно раньше египетский художник впервые нарисовал судно, на котором была установлена мачта и имелся четырехугольный парус. Существует мнение, что художник нарисовал не просто бревно, выдолбленное изнутри, а судно, построенное человеком из нескольких кусков дерева. В 1929 году была найдена модель судна, оснащенная мачтой и парусом. Натурное судно было построено более 6000 лет назад.
Еще сегодня на некоторых побережьях используются суда, очень похожие на доисторические. На севере Бразилии рыбаки выходят далеко в океан на сплетенных из камыша плотах, которые совершенно не имеют защиты от волн, — вода просто уходит в щели между тростником. В Индокитае используются парусники, которые напоминают конструкцию древнейших судов Месопотамии и Вавилонского царства. Из-за отсутствия дерева корпус судна сплетают из легкого бамбука и с обеих сторон обмазывают вязкой массой из раздробленной в порошок смолы, каолина и навоза. Только палубу изготовляют из дерева. Несколько тысяч лет назад по Нилу плавали плоты из тростника. Такие же плетеные суда используют сейчас рыбаки Боливии.
Первые примитивные суда использовали ветер только тогда, когда его направление совпадало с направлением движения судна. Парусное вооружение их состояло из высокой мачты, по которой с помощью фалов поднимали горизонтальную рею с парусом. К нижней шкаторине паруса крепили вторую горизонтальную рею.
Плавать при встречном или даже боковом ветре было немыслимо, и судно «ждало у моря погоды». Но существуют такие места, где дуют постоянные ветры, поэтому ждать изменения их направления надо слишком долго. В этих районах люди стали пытаться использовать и боковые ветры. Так, на Ближнем Востоке около 2000 лет назад появились первые латинские паруса, которые соответствовали всем существовавшим тогда основам аэродинамики. Но плоскодонные суда с небольшой осадкой не имели достаточно большой площади бокового сопротивления, и поэтому сильно дрейфовали при боковых ветрах.
Никто не знает времени появления джонок, которые могли использовать ветер почти всех направлений. Ее парус подобен распространенному люгерному вооружению, коэффициент полезного действия которого был необыкновенно большим.
Большое значение для развития парусного судоходства имело изобретение постоянного руля.
В. Алексеев
Журнал «Морской флот», прошлый век
В мореходстве вообще использовалась сторонняя энергия раньше, чем многие привыкли думать. Так уже в Средние века существовали речные суда, перемещавшиеся вверх по течению реки за счет силы этого самого течения. И даже двигатели на животной тяге во времена Римлян. Правда скорость у них была ОЧЕНЬ маленькая, поэтому применялись они редко и только в качестве паромных переправ.