На чем плавали запорожцы
В XVI веке на Черном море появились легкокрылые «чайки» отважных запорожских казаков. Откуда приплыли они сюда? Низ, или Запорожье, составляли земли, лежащие по обе стороны Днепра – древнего пути руссов к морю.
В одной из легенд рассказывается, как однажды, преследуя казаков, которые возвращались из похода, турецкие суда проникли до самого их поселения, но тут, среди островов и рукавов реки, потеряли ориентировку и не могли найти выхода в море. Казаки, затаившиеся на своих легких челнах среди камышей, внезапно ударили по туркам и потопили многие из их судов. С тех пор турки больше никогда не отваживались заплывать в Днепр дальше четырех-пяти верст от его устья.
Для того, чтобы использовать своенравную реку, надо было хорошо знать ее повадки. Судоходство, да и сама жизнь Запорожской Сечи на острове Хортица во много зависели от капризов Днепра. Предприимчивые казаки открыли на реке «водомерный пост» — один из самых ранних в Европе. Его данные об уровне воды нужны были для того, чтобы казаки смело могли водить свои легкокрылые «чайки» по Днепру.
Именно здесь, на ревущих днепровских порогах, среди стремительных течений, множества гирл, глубоких лиманов, островков и топей, скрытых за непроглядной стеной камыша, совершенствовалось мореходное мастерство запорожцев.
Уже с ранней весны вблизи Сечи, где находилась «судостроительная верфь», начиналась кипучая деятельность. В то время, как одни запорожцы мололи и сушили порох, готовили оружие и провиант, другие рубили деревья, заготавливая материал для будущего корабля. Обычно каждую «чайку» строило и снаряжало 60-80 человек – ее будущий экипаж.
Основным материалом для лодок служили столетние липы и ветлы, росшие на берегах Днепра. Срубленные стволы очищались от коры и грубо обтесывались. Особо ценились деревья с природным углублением – дуплом. Заготовку обильно поливали водой и разводили под ней небольшой костер. В углубление заливали кипящую воду. Когда дерево достаточно распаривалось, в него осторожно забивали многочисленные распорки, расширяющие ствол. После этого приступали к окончательному обтесыванию. Изготовление днища из цельного дерева обеспечивало водонепроницаемость, которую не удавалось достигнуть при строительстве других типов судов.
Пока готовилось дно будущей «чайки», другие запорожцы с помощью клиньев раскалывали стволы на части. Из них вытесывались доски бортов.
Затем изготавливались вертикальные ребра-шпангоуты. Они или врезались в днище, или шли по нему от борта до борта. В оконечностях лодки шпангоуты устанавливались с развалом, наиболее усиленные предназначались для крепления пушек. К шпангоутам дубовыми или железными гвоздями крепились доски. В верхней доске вырубались уключины для 10-15 весел. В средней части делалось гнездо, которое предназначалось для легкосъемной мачты с большим прямоугольным парусом. Борта соединялись между собой поперечными скамьями для гребцов. На дно укладывался плетень.
В бою или при движении в узкостях, которыми изобиловала река, установленные в каждом конце лодки рули обеспечивали быстроту маневра.
Длина «чайки» достигала 20 метров, ширина и глубина – четырех.
«Скороходы моря», Г. Каймашников, Р. Короткий, М. Нейдинг.
Испокон веков люди стремились украсить свое тело: серьги, браслеты, ожерелья, бусы, кольца и т.п. Серебряные, золотые кольца цены на которые зависят от встроенных в них драгоценных и полудрагоценных камней, сейчас продаются в огромном ассортименте, на любой вкус. Мне лично нравится сочетание золота с нефритом, особенно подходящее под цвет глаз.